В Приволжском таможенном управлении (ПТУ) Федеральной таможенной службы (ФТС) сложилась некая порочная практика с платежами, которая резко контрастирует на фоне общих позитивных изменений в стране в последние годы. бремя доначисленных платежей перекладывается на таможенных брокеров, а импортеры уходят от ответственности.
Проблема не нова, но обострилась в последние годы. Таможенные представители упрощают внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), но законодательство ЕАЭС и РФ оставляет их уязвимыми перед неким произволом таможни. Ситуация с ООО «Фаркастер» в Нижегородской области, на которую обратили внимание нижегородские журналисты из издания «Аргументы недели», фактически обнажила системные изъяны, подрывающие доверие к институту таможенного представительства.
В 2021–2022 годах ООО «Фаркастер» оформляло декларации для импортера ООО «Сириус». В 2024 году ПТУ провело проверку, доначислив 24,9 млн рублей (19,4 млн пошлин и налогов, 5,5 млн пеней), которые взыскали с «Фаркастера» как солидарно ответственного. Компания настаивает, что действовала добросовестно, опираясь на документы декларанта. Закон ЕАЭС (ч. 7 ст. 346 № 289-ФЗ) освобождает брокера от ответственности, если он не знал о нарушениях, но ПТУ проигнорировало доказательства.
Проблема началась с оперативных мероприятий Приволжской оперативной таможни (ПОТ) против «Сириуса». Материалы поступили в ПТУ 29 сентября 2023 года, проверка началась 13 ноября — за 9 дней до ликвидации «Сириуса» (22 ноября). Проверка продолжилась после исключения компании из ЕГРЮЛ, что противоречит закону. В июне 2024 года ПТУ скорректировало стоимость по 23 декларациям, ссылаясь на сомнительные «экспортные документы» от ПОТ — черновики без подтверждения подлинности. «Фаркастер» пожаловался в ФТС, но 18 сентября 2024 года получил отказ. Дело дошло до Арбитражного суда Нижегородской области, где пока нет объективного решения.
Случай «Фаркастера» — не исключение. ПТУ не уведомило брокера о проверке и не запросило пояснений, хотя закон это предусматривает. Таможня также не предотвратила ликвидацию «Сириуса», хотя могла вмешаться до 31 октября 2023 года. С 2020 года ликвидация юрлиц во время проверок запрещена (№ 229-ФЗ), но ПТУ это проигнорировало. Приволжская транспортная прокуратура в октябре 2024 года признала нарушения, но ФТС и суд позицию не изменили.
Институт таможенного представительства теряет смысл: добросовестные компании несут убытки и рискуют репутацией. В Нижегородской области таких дел уже немало. Бизнес требует прозрачности и защиты, а не перекладывания долгов. «Фаркастер» выплатил 24,9 млн рублей, но продолжает борьбу. Этот конфликт — сигнал к реформам, чтобы таможня служила экономике, а не наоборот.
Нужно отметить, что в целом Федеральная таможенная служба в настоящий момент обеспечивает экономическую стабильность страны, пополняя бюджет. В мае 2024 года ведомство возглавил Валерий Пикалев, которому президент Владимир Путин поручил повысить эффективность работы службы. Глава ФТС почти сразу же заявил, что таможня должна быть необременительной для честных компаний, прозрачной и защищать от незаконных схем.
Таким образом ФТС в целом оправдывает доверие, но как мы видим, действия ряда региональных подразделений фактически пытаются «кошмарить» бизнес.
Источник материала: Аргументы Недели. Нижний Новгород