Альтернатива обычной школе: почему есть социальный запрос на православные гимназии?

На этот вопрос попытались ответить участники Третьей научно-просветительской конференции
из цикла «Классические гимназии – недооцененный элемент образовательной системы», которая
прошла 31 августа в Сергиевом Посаде.

Интерес к классическим методикам в родительском и учительском сообществе является во
многом стихийным явлением. В чем секрет, заставляющий даже семьи со скромным достатком
искать альтернативу обычной школе?

Некоторые полноценные классические гимназии выросли из простых воскресных школ, и на
первых порах не имели в своей программе основополагающих компонентов классической
школы (таких, например, как преподавание древних языков, или – что сложнее всего
дается начинающим гимназиям – образование полного цикла, обучение в старшей школе).

Образовательная методика гимназии усложняется по мере развития и роста. В то же
время важно заявить некий канон (или эталон) классической школы, на который могли
бы равняться участники этого во многом стихийного социального процесса. Важно избежать
ситуации, когда каждая школа, объявившая себя классической, понимает под этим словом
что-то свое. Также известны трудности с аккредитацией классических гимназий из-за
своеобразия их образовательной методики. Есть определенные опасения, связанные с
угасанием учебной деятельности гимназий.

Некоторые гимназии держатся на отдельно взятой сильной личности основоположника
или спонсора. Наличие системного подхода, общих критериев классической школы
упростило бы решение этих вопросов.

Чем мотивирована образовательная инициатива снизу – попытка выстроить с нуля
школу нового типа – элитную по интеллектуальному и моральному качеству воспитания
личности?

Участники конференции пришли к выводу, что дело не только в качестве знаний и
высоком проценте выпускников, поступающих в вузы, который традиционно показывают
классические гимназии. В условиях тотального идеологического вакуума, случившегося
в России, классическая модель образования пользуется интуитивным спросом общества
как уникальный пример осмысленной и цельной системы развития личности. Ведь помимо
передачи фундаментальных знаний, школа, построенная на классических принципах, учит
целеполаганию и ответственности.

Для учеников и их родителей классическая гимназия – это альтернатива обществу
рыночной конкуренции, где граждане соревнуются друг с другом в непрестанной борьбе
за более комфортный уровень потребления. В противовес этой схеме классическая школа
призвана выстроить мир, где можно хотя бы в детстве побыть не конкурентами и
потребителями, а братьями и сестрами. Современная социология внушает, что мы
живем в обществе, каркасом и мотором которого является конфликт интересов.

Классическая гимназия по своему замыслу опровергает эту разрушительную и
противоестественную идею. Человек развития, который выходит из гимназии,
призван быть противоположностью человеку потребления.

В равной степени и система образования, и классическая школа болеют одними и теми
же проблемами социума. При этом классическая школа, возможно, лечит их быстрее и успешнее.