Один трамвай не вывезет: петербуржцы с ужасом ждут закрытия «Ладожской»

«Петербургский метрополитен» предупредил о планах закрытия на ремонт двух-трех станций в год. По словам заместителя начальника городской подземки Дмитрия Бурина, в ближайшей перспективе горожанам придется обойтись без станций «Чернышевская», «Московская-2» и «Удельная», а к началу 2023 года еще и без «Ладожской».

Станция «Ладожская», где расположен одноименный вокзал, – крупный пересадочный узел. Кроме нее в Красногвардейском районе есть только «Новочеркасская». Недоступность «Ладожской», которую планируют закрыть почти на год, может стать настоящим испытанием для пассажиров.

Комментаторы сайта «Фонтанка» предрекают настоящую транспортную катастрофу: 9-балльные пробки на дорогах и давку на ближайших станциях метро. Часть Красногвардейского района, где находится «Ладожская», и без того заслужила репутацию «депрессивного» участка. Некоторые петербуржцы называют грядущее закрытие станции издевательством и даже «диверсией».

Транспортная реформа, которая предполагает отмену значительной части маршруток, очень популярных в Красногвардейском районе, тоже внесет свой вклад в развитие неблагоприятной ситуации, полагают читатели.

Петербуржцы вспоминают похожую ситуацию с закрытием «Лесной». Тогда маршрут от нее до ближайшей станции метро продублировали автобусами, ходившими с интервалами в минуту-две, однако даже это не спасало от давки и пробок в час пик. Идея организовать похожим образом движение по Заневскому проспекту, по мнению петербуржцев, «не взлетит»: дорога и без того перегружена.

Сомнения жителей Северной столицы в способностях чиновников помочь горожанам пройти через испытание с наименьшими потерями разделяют общественные активисты и урбанисты.

Координатор «Красивого Петербурга» Красимир Врански отметил, что настоящие неудобства ждут тех, кто ездит через «Ладожскую» в область и обратно.

«Это крупный транспортно-пересадочный узел, который обслуживает не только Красногвардейский район, но и Всеволжский район области, народ оттуда едет на автобусах, на маршрутках, в область, в том числе. И это для них будет очень жестко. Для петербуржцев – конечно, неудобно, трамвай не сможет полноценно функционировать. <…> Все-таки можно было закрыть станцию частично, в определенные часы, обеспечив поддержку «с земли» через дополнительные маршруты наземного транспорта», сказал он.

Пассажирам предлагают удлиненный маршрут трамвая №7, на котором можно добраться до «Новочеркасской». Однако петербуржцы скептически отнеслись к этой идее.

Горожане справедливо сомневаются, что один трамвайный маршрут сумеет полноценно заменить узел метро с 60-тысячным суточным пассажиропотоком, вспоминая о длительных (до 50 минут) интервалах ожидания и малую вместимость.

Зачем «Чижика» съели?

С тем, что «семерка» в одиночку может не справиться с задачей компенсировать пассажирам год без «Ладожской», согласен эксперт Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО, эксперт Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам ЗС СПб Дмитрий Баранов.

«То, что предлагают сейчас – это формальная мера, мол, мы не бездействуем, что-то сделали. Но понятно, что будет неудобно для людей. Сначалапридется ехать на одном трамвае, потом пересаживаться на другой. Кроме того, седьмой трамвай проходит через весь Невский район, через участки с необособленными путями. Он будет стоять в пробках, задерживаться и нет никакой надежды, что он будет ходить регулярно. Скорее всего, он будет очень плохо ходить. Считаю, что все планы, которые сейчас озвучиваются, они неудовлетворительны, недостаточны для того, чтобы компенсировать закрытие станции», –  сказал он.

Баранов также вспомнил о планах, которые обсуждались ранее – продление маршрутов первой в России концессионной трамвайной сети «Чижик», обслуживающей Красногвардейский район, до «Новочеркасской».

«Изначально обсуждался вариант продления «Чижика». По уму, надо продлевать минимум до «Новочеркасской», а в идеале – через мост Александра Невского. Там есть определенные организационные сложности – концессионер не смог договориться с городом по поводу использования путей, и в это все сейчас уперлось. Если бы удалось продлить «Чижик» до других станций, это было бы гораздо проще, особенно если бы удалось эффективно пути изолировать на мосту. Технически возможность есть, нужна политическая воля. Сейчас пути выделены разметкой, но водители массово нарушают, и мешают движению трамваев. Если бы «Чижик» ходил до площади Александра Невского, там можно было бы пересесть не только до метро, а и на наземный транспорт, что ходит по Невскому. Там много транспорта, это был бы оптимальный вариант».

Альтернативные автобусные маршруты по выделенной полосе на Заневском проспекте могут стать замещающим вариантом, если город так и не сумеет ничего решить по поводу удобного трамвая, считает Баранов. Но есть опасность, что трамвай вовсе останется без пассажиров.

«Если мы не сможем ничего сделать с трамваями, конечно нужно организовывать на Заневскомпроспекте выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. Но надо понимать, что пропускная способность автобуса и троллейбуса ограничена – трамвай может гораздо больше перевозить, особенно такой, как «Чижик», автобусы и троллейбусы просто не смогут его принять. К тому же, если мы переключим всех на автобусы, люди просто уйдут с «Чижика» и будут вынуждены пользоваться автобусом и на других участках, так как неудобно пересаживаться. Вероятный сценарий, что люди просто уйдут с трамвая и будут пользоваться другим транспортом», – подытожил эксперт.

Трамвайную сеть «Чижик» — первую в России частную линию, запустили в сентябре 2019 году в Красногвардейском районе. В парке сети сейчас около 20 современных трамваев Stadler, которые обслуживают четыре маршрута, все стартуют от «Ладожской». Маршрут № 8 идет до Хасанскойулицы, № 64 — до ж/д станции Ржевка, № 63 — до улицы Передовиков, № 59 — до нового трамвайного депо на улице Потапова.

Условия соглашения подразумевают, что, если пассажиропоток оказывается меньше запланированного, город доплачивает оператору сумму, необходимую для минимального гарантированного дохода. В случае реализации сценария с переключением пассажиров на автобусы, оператор – Транспортная концессионная компания (ТКК), неизбежно потеряет в доходах, следовательно, вырастут выплаты из городского бюджета.

В июле эксперты «Делового Петербурга»высказывали опасение, что именно этот вариант предпочтет Смольный: доплачивать концессионеру и пустить автобусы, однако это неизбежно обрекает петербуржцев на некомфортные поездки из-за необходимости пересаживаться.

По мнению вице-президента МАПГЭТ Александра Морозова, перспективы закрытия «Ладожской»выявили слабость концессии. «Чижик» — современная сеть трамваев, аналоги которой есть во многих европейских городах, но более вдумчивая подготовка концессии позволила бы предусмотреть движение вагонов «Чижика» за пределами его сети сразу, и город бы сумел организовать пассажиропотоксамым экономичным и удобным способом. Именно трамвай как наиболее экономичный транспорт с высокой провозной способностью должен быть главным транспортным средством на период закрытия метро, и переориентировать его на эту работу мешает жесткая правовая конструкция, которая усложняет все, считает эксперт.

По информации Комитета по инвестициям, в апреле 2021 года оператор «Чижика» ТКК готовилсязаключить договор со Смольным о продлении маршрута по Гранитной улице до Новочеркасского проспекта – узнаваемые зеленые трамваи даже проходили «обкатку» на путях, которые были«бесхозными» почти два года. Однако месяц спустя вице-губернатор Максим Соколов принял решение отдать этот участок «Горэлектротрансу». Результатом и стало продление маршрута трамвая №7, хотя специалисты и тогда называли более логичным и удачным решением продление маршрута «Чижика» до Малой Охты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...