О проблемах и перспективах бизнес-образования в России рассказывает создатель
Wordshop Academy Светлана Майбродская.

Светлана, расскажи о современном состоянии рынка отечественного бизнес образования.
Как вы оцениваете динамику и текущее состояние этой индустрии в России?

В целом, как позитивную. Такие направления, как маркетинг, стратегическое
планирование, реклама, диджитал – стабильно популярны и динамично развиваются,
отвечая потребностям рынка. И дело тут не только в том, что количественно этих
специалистов требуется все больше и больше, но дело в самой сути этих профессий.
Все они относятся к сфере непрерывного образования, т.к. для всех этих профессий
свойственны постоянное развитие и изменение. Знания, которые сегодня модны, актуальны,
в тренде, через полгода нуждаются в апгрейде. Каждый специалист должен держать руку на
пульсе индустрии. Для этого ему необходимо быть в курсе новинок и трендов, смотреть,
что делают другие, следить за технологиями и научными открытиями. За всем успевать
трудно, поэтому приходится периодически учиться. Поэтому, с одной стороны, в эту
сферу приходят новые люди – за профессией. С другой стороны, профессионалы хотят
овладевать новыми навыками. Помните, как в книге «Алиса в стране чудес»: нужно
изо всех сил бежать лишь для того, чтобы оставаться на месте.

Насколько отечественная индустрия бизнес-образования отличается от зарубежной?
Какая страна или международный концерн являются пионерами в области
бизнес-образования и задает тренды, на которых российским компаниям
стоит равняться?

В России бизнес-образование возникло довольно поздно. И поэтому мы только учимся
этому учить. В чем особенная сложность? Учить бизнесу надо не просто на очень
практичной теории или на собственной практике, а на кейсах. При этом следует
понимать, что кейсы и практика – это не одно и то же. Кейс – это, как правило,
большой масштабный проект с осмысленным результатом. А поскольку у нас бизнесы
только в стадии запуска или начала пути, то и кейсы пока не закончены, результаты
не получены, выводы не сделаны… По этой причине многие проекты еще не достигли
уровня кейсов.

Я училась копирайтингу сама. Анализировала успешные фестивальные кейсы (слоганы,
логика построения текстов, выстраивание коммуникации с потребителем и т.д.).
Со временем я поняла, что именно на таких кейсах ты учишься делать большие
проекты, мыслить масштабно. Приведу пример. Слоган для известной британской
сети Sainsbury’s: Try something new today – был придуман для амбициозной цели:
увеличить за 4 года бизнес по всей сети на 2,5 биллиона фунтов. И я подробно
рассказываю этот бизнес-кейс студентам, т.к. без этого не будет понятно, почему
было принято именно такое решение. Именно такие кейсы готовят копирайтеров,
думающих о бизнесе.

Когда я готовила программу для обучения рекламных креативщиков в Wordshop Academy,
я ориентировалась на Miami Ad School, которая готовит Каннских* победителей
(*Cannes Lions – в мире самый престижный фестиваль рекламы) и креативных
директоров ведущих мировых рекламных агентств. Еще я бы назвала Hyper Island
(Стокгольм) – они лидеры по подготовке кадров для индустрии цифровых технологий.
В области брендинга я ориентируюсь на голландцев, т.к. у них, на мой взгляд, самые
интересные европейские кейсы, задающие тренды в маркетинге и брендинге.

Так что глобально в вопросах бизнес-образования в первую очередь стоит равняться
на кейсы крупнейших международных компаний.

Насколько насыщен рынок бизнес-образования в России? Удовлетворяет ли он
потребностям потребителей? Существует ли на рынке запрос на образовательные
бизнес-продукты, которые рынок не в состоянии удовлетворить?

Отечественный рынок бизнес-образования находится в процессе становления. Очень
многого в нем пока что нет. Мы только научились готовить «джуниоров» (младшие
специалисты). Но у нас нет хороших предложений для среднего звена. И совсем нет
образовательных продуктов для руководителей и директоров. Не хватает также хороших
профессиональных специализированных курсов по отдельным навыкам.а хотите научиться
HR-брендингу. Или хотите создать свой видеопродакшн (при этом снимать вы умеете).
Или хотите научиться неймингу. А теперь скажите, куда вы пойдете, чтобы
удовлетворить свою тягу к знаниям? Оставляю эти вопросы открытыми.

Насколько велик на рынке процент серьезных игроков в сравнении с
компаниями-однодневками и инфо-цыганами различного уровня?

Образовательных брендов в бизнес-образовании очень и очень мало. И каждый, кто
хочет овладеть системными умениями или конкретным навыком, попадает в ситуацию
«серфинга»: вынужден ходить на открытые лекции, спрашивать знакомых, проводить
мини-исследования, чтобы найти хоть что-то приближенное к своему запросу. Недавно
один мой выпускник – режиссер – обнаружил, что актерских школ много, но нет ни одной
школы или курсов, которые бы учили режиссеров актерского мастерству и работе с актерами.
Есть множество других профессиональных запросов. И все они ждут своего часа. На мой
взгляд, тема непрофессиональных педагогов существует, но непрофессионалы есть в любой
сфере (актеры, врачи, экономисты, сантехники, дизайнеры)… Дело не в них, а в том, что
образованием заниматься очень сложно. И очень сложно постоянно менять вектор в зависимости
от тех требований, которые диктуют время и конкретная ситуация.

Насколько прибыльным бизнесом может быть бизнес-школа в России?

Как любой бизнес, это может быть как прибыльно, так и убыточно. Прибыльно ли делать
сыр? Театр? Моду? Современное искусство? На этот вопрос может позитивно ответить
только тот, кто любит свое дело.

Насколько обосновано современное ценообразование на качественное образование в
сфере бизнеса? 1 млн за курс – это дорого?

Сложный вопрос, учитывая разницу в з/п разных людей и учитывая разницу в з/п
Москвы и регионов. Но я думаю, что немногие в нашей стране могут потратить в
месяц больше 50 тысяч на образование. Что касается 1 миллиона за курс, то вопрос
в том, что можно получить за эти деньги? Если это инвестиция в свой проект, и
образование помогает поставить его на ноги, то это может иметь смысл. Аналогично,
если речь идет о годовом обучении и технологических экспериментах. В остальных
случаях – это цена далекая от возможностей большинства людей.

Как мировая пандемия повлияла на ваш бизнес?

Пандемия «диджитализировала» образование. Мы стали учить через Zoom и подобные
платформы. И под «учить» я понимаю не только лекции, но и брейнштормы, практикумы,
зачеты, круглые столы и (!) даже занятия хореографией. Представляете, у нас
режиссеры музыкального видео занимаются хореографией, чтобы почувствовать
движение и научиться его снимать – и делают это не только в классе, но и
удаленно (из разных городов России и мира). Благодаря пандемии мы перешли
на смешанный формат преподавания, и нашими студентами на 15% стали ребята
из Египта, Китая, Испании, Англии (это наши русские соотечественники,
которые живут за пределами Москвы), а также молодые люди из всех концов
России и бывшего СНГ (Сибирь, Казахстан, Белоруссия, Юг России).

Они привносят «местный» колорит в креатив и продакшн и иногда задают тон своим
«по-ломоносовски» жадным желанием учиться по-максимуму и достигать сверх результатов.

Ну, и, конечно, стали востребованы модные направления, которые готовят специалистов
для цифровой среды. Здесь я имею в виду самый широкий аспект этой темы. Это не
только digital-профессии (таргетологи, digital-стратеги, smm-менеджеры,
контент-менеджеры). Я имею в виду цифровых продюсеров, блогеров,
ТикТок-режиссеров, шоураннеров. А также более традиционные и уже
классические рекламные специализации: копиратинг, арт-дирекшн, стратегия,
маркетинг, режиссура, PR, но с расширенным функционалом работы в офф- и онлайн
среде.

Какой запрос на бизнес-образование сейчас существует у среднего креативного класса?

У меня есть своя теория, что сейчас в сфере коммуникации нет чистых креативщиков
или маркетологов или диджитальщиков. Потому что индустрия требует от каждого
единства трех составляющих: креативность, стратегичность и диджитальность.
И каждый специалист должен обладать всеми тремя экспертизами, чтобы уверенно
чувствовать себя в любом бизнесе и на любом проекте. Отсюда тренд на модульность
образования (сочетания этих компетенций в программе) и на модульность готового
специалиста (чье портфолио должно содержать в себе эти три экспертизы).

Каков средний уровень студента: это уже состоявшиеся специалисты, желающие
повысить квалификацию, новички, жаждущие опыта, заслуженные профессионалы,
страдающие синдромом самозванца или же люди, желающие получить очередной
диплом для галочки, дабы повесить его на стену в красивую рамочку над
рабочим столом?

За последние несколько лет наша аудитория стала более взрослой. Возможно,
причина – в неуверенности тех, кому 30+, в своих знаниях. Я бы выделила среди
них две целевые аудитории. Первая – это те, кто приходит «с нуля» получить новые
для себя знания (поменять профиль, попробовать что-то совсем новое) – для них это
кардинальная смена парадигмы: был стоматологом – стал режиссером, был юристом – стал
стратегом, был бухгалтером – стал дизайнером. Вторая группа – это люди с синдромом
самозванца, у которых нет профильного образования, и они приходят закрыть этот гештальт:
систематизировать знания, встряхнуться, получить новые связи, защитить диплом.

Дипломы в нашей индустрии пока не очень востребованы, и трудоустройство происходит
на основании совсем других критериев – это хорошее резюме, хорошее портфолио и
хорошие рекомендации. Поэтому для многих наших студентов диплом как таковой не
имеет ценности. Но я всегда говорю, что диплом должен быть. И мотивирую это тем,
что диплом в жизни хотя бы раз может сыграть ключевую роль. Еще для студентов бывает
важно «маме показать», но за этим, как мне кажется, стоят глубинные инсайты: гордость
пройденным путем, гордость новым профессиональным уровнем, преодоление трудностей и
цена каждой оценки, полученной у профессиональной комиссии.

Что приводит к вам клиента: желание получить новые знания, систематизировать
уже имеющийся опыт, учиться в удобном формате или может быть завести новые
бизнес-связи в процессе обучения?

Едва ли не первую роль в выборе образовательного бренда играет масштаб его
нетворкинга. То, что институт знакомит студентов с работодателями, организует
нетворкинг, публикует вакансии, устраивает Ярмарку вакансий, колаборирует
студентов смежных направлений – это невероятно важно. Не менее важен в ходе
обучения реальный опыт – и здесь предпочтение отдается тем образовательным
проектам, где обучение проходит на реальных брифах, дипломы – на реальных
клиентах, есть стажировки, экскурсии в компании. И еще очень важно – т.к.
наша индустрия амбициозная – фестивальная направленность школы. Ведь каждая
победа – это личное место в рейтинге и это внимание экспертов к конкретному
студенту. Поэтому наличие в программе предметов, организующих активность
студентов («Фестивальный креатив», «Ивенты», «Концептинг») является
конкурентным преимуществом школы. Не менее важно партнерство с крупными
работодателями (в рекламе это сетевые холдинги), а также квоты (бесплатное
участие) для студентов на фестивалях (Wordshop ежегодно участвует в российских
фестивалях ADCR и Red Apple, а за пределами страны в AdStars – самом крупном
фестивале в Азии).

Разработки компании – уникальные продукты компании или же вы работаете в
партнерстве с крупнейшими мировыми бизнес-школами, адаптируя их методики
для российской аудитории?

Все наши программы авторские, мы их создаем сами под запрос индустрии. Происходит
это следующим образом: мы понимаем, что надо от специалиста работодателям, и от
этого конечного продукта следует все остальное: пишется программа, подбираются
спикеры, брифы для курсовых и дипломов, критерии набора и выпуска студентов.
Практику мы придумываем также сами. Но в этом нет надуманности. В качестве
практики мы используем те виды работы, которые приняты в индустрии в данной
профессии. Например, рекламный стратег должен уметь написать креативный бриф,
разработать позиционирование, провести конкурентный анализ, написать
бренд-стратегию. И из этих «должен уметь» мы строим как теоретическую
часть программы, так и ее практическую часть. В результате сегодня мы
имеем уникальные авторские программы по направлениям, которые практически
нигде не преподаются. Это стратегия бизнеса, медиа стратегия, цифровое
продюсирование, режиссура рекламного, музыкального и фэшн видео, продюсирование
брендированного контента.

Предлагаете ли вы англоязычные программы и велик ли спрос на обучение на
английском языке? Как бы вы оценили средний уровень английского ваших студентов?

Английский безусловно важен, т.к. все маркетинговые кейсы и ресурсы англоязычные.
Многие наши педагоги работают в международных компаниях, поэтому у них презентации
написаны на английском языке, хотя преподают они на русском. На мой взгляд, уровень
английского каждый год растет. Сейчас он хороший и достаточный для работы в
международных компаниях и с западными специалистами.

Расскажите о ваших планах на будущее: планируется ли экспансия в регионы и
рынки СНГ? Будете ли вы расширять номенклатуры предлагаемых для изучения
дисциплин и программы обучения на других языках?

Мы уже имели позитивный опыт работы с регионами. Мы сделали несколько годовых
программ по стратегии рекламы и айдентике в Чебоксарах. Результатом такого опыта
была успешная подготовка специалистов и открытие брендинговых агентств из выпускников
этих региональных программ (Чебоксары и Йошкар-Ола). Мы неоднократно выезжали на
мастер-классы в Казань, Новосибирск, Нижний Новгород, Тюмень, Владивосток, Иркутск,
Ростов-на-Дону, Казахстан, Грузию, Белоруссию, Санкт-Петербург. И готовы это делать
и в будущем. Для этого нам нужны заинтересованные партнеры, которые могли бы нам
помочь в организации и в привлечении местных ресурсов.

Каждый год мы запускаем несколько новых годовых программ. В этом году мы запустили
почти 20 коротких программ для аудитории, которая не хочет учиться долго, а хочет
быстро и не больше одного дня в неделю. Для таких студентов у нас есть предложения
по разным направлениям продолжительностью 10-15 занятий.

Расскажите о проектах ваших учеников, которые получили международные награды.
Как эти кейсы на имидже компании и привлечении новых клиентов?

Наши выпускники сегодня выиграли для страны более 30 Каннских львов и награды
на множестве престижных фестивалей. Полина Забродская сейчас живет в Лондоне и
работает креативным директором AMV BBDO Лондон. Юлия Грезина выиграла четыре
золотых Каннских льва и сегодня она – известный фрилансер и член жюри престижных
фестивалей. Свят Килессо и Тата Крылова после нескольких побед на digital-фестивале
D&AD создал свою фриланс-команду Святотатство и сейчас работают удаленно из разных
точек мира. Илья Петров работает в Амстердаме в легендарной компании Nike, ведет
блог, посвященный теме трендов будущего. Екатерина Ландырева недавно переехала в
Лондон и делает там проект «Додо Пицца» (операционный директор). Алена Шевченко
сейчас находится в Германии, куда она получила приглашение как режиссер. Игорь
Трофимов открыл свое агентство по HR-брендингу makelove – Игорь и его коллеги
выиграли престижный фестиваль в Лондоне и сегодня лидируют в этом направлении
в России. Артем Царегородцев и Андрей Пауков после победы в Каннах открыли
свой продакшен Zebro Hero и успешно работают в создании брендированного
контента.

В целом, нас знают и ценят многие работодатели. И для тех, кто нас знает, понятно,
что наши выпускники – одни из самых сильных и конкурентоспособных в индустрии.

Поэтому многие обращаются к нам напрямую за кадрами, а кто-то даже на сторонних
ресурсах пишет в описании вакансии: «Предпочтение отдается кандидатам, окончившим
нашу академию.