Михаил Романов: «Во главе угла законотворческой работы в 2020 году – дополнительная
поддержка ветеранов и повышение эффективности реализации национальных проектов»

Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов рассказал
о наиболее приоритетных направлениях законотворческой работы в 2020 году.

— 2020-ый год – это в первую очередь год юбилея Великой Победы. На встрече с
руководителями обеих палат Федерального Собрания Президент России Владимир Путин
подчеркнул, как важно проработать меры дополнительной поддержки ветеранов в год
75-летия Победы нашей страны над фашизмом.

Героев той войны с каждым годом остается все меньше, все они за редким исключением
– инвалиды, которым требуется много лекарств и особый уход. Наш долг перед этими
людьми не искупаем, поэтому одной из важнейших задач весенней думской сессии станет
оперативная разработка дополнительных мер поддержки представителей военного поколения,
— в первую очередь участников войны и приравненных к ним по статусу жителей блокадного
Ленинграда. Поскольку я представляю город на Неве в Государственной Думе, я намерен
принять самое активное участие в этой работе. В мои приемные постоянно поступают
обращения от ветеранов и блокадников, которые, с одной стороны, ставят задачи по
дополнительному социальному обеспечению, а, с другой стороны, подсказывают, как
хотели бы отметить юбилей: какие подарки были бы приятны, кокая помощь необходима,
какие торжественные мероприятия будут уместны 9 мая. Одно из конкретных предложений
– оптимизация механизма предоставления на льготной основе бесплатного медицинского
оборудования, в первую очередь, слуховых аппаратов. Сейчас получение этой льготы
— довольно непростой для пожилого человека путь, и, я думаю, есть возможность,
в том числе, через изменение законодательства сделать процедуру предоставления
целого ряда льгот более доступной для участников ВОВ и блокадников. Я еженедельно
встречаюсь с ветеранами, выслушиваю их пожелания, стараюсь оперативно решить на
месте проблемы местного значения – с жильем, оказанием медицинской помощи,
недостатком лекарств и т.д. Но, конечно, есть и трудности, которые требуют
системного подхода с применением правовых инструментов. Так, например, до сих
пор существуют законодательные пробелы в части определения статуса бывших узников
фашистских концлагерей. Эти пробелы спустя 75 лет после победы над фашизмом приносят
много трудностей людям, которые испытали в своей жизни немыслимые страдания.

Необходимо эту ситуацию поменять.

Другой важнейшей задачей парламента в 2020 году является продолжение правового
сопровождения реализации национальных проектов. Причем реализация необходима в
более высоком темпе и на более высоком уровне эффективности. В рамках осенней
сессии парламенту удалось законодательными инструментами наладить оперативное
обеспечение регионов финансированием для использования заложенных проектами
денег на местах. Однако теперь выяснилось, что регионы нуждаются в том числе
и в помощи по подготовке проектно-сметной документации на строительство в рамках
нацпроектов. А эта дорогостоящая и подчас непосильная для местных бюджетов работа
сегодня лежит вне федерального финансирования. Поэтому подчас нацпроекты более
эффективно реализуются не там, где жители острее нуждаются в школах и больницах,
а там, где у местных властей есть деньги на разработку документации. Этот парадокс
оказывает значительное влияние на эффективность реализации национальных проектов
и на уровень их реального соответствия заложенным в них президентским идеям.

По предложению Комитета Госдумы по бюджету и налогам вопрос с финансированием
подготовки проектно-сметной документации для региональных объектов из федерального
бюджета будет прорабатываться депутатами в рамках весенней сессии. Эта работа также
будет сопряжена с дальнейшим мониторингом реализации национальных проектов в субъектах
Федерации: есть понимание, что регионам нужная помощь не только на строительство
конкретного объекта, но и сопутствующей инфраструктуры вокруг него: например,
дорог.

Еще один важный момент, на который не раз обращал внимание Председатель
Государственной Думы Вячеслав Володин, — это изменение ситуации, когда уже
принятые Госдумой, одобренные Советом Федерации и подписанные Президентом
законы не могут начать действовать из-за неготовности подзаконных актов.

Эта практика серьезно осложняет функционирование всей законотворческой машины,
пагубно сказывается на сроках вступления в силу жизненно важных для граждан законов.

Например, принятые в осеннюю сессию законодательные инициативы касались социальной
политики, экономики, вопросов защиты суверенитета страны. Это – важнейшие отрасли
государственного управления, и при этом некоторые из правовых актов, которые
регулируют эти сферы, до сих пор работают не на 100%, так как не подкреплены
необходимыми подзаконными актами.По мнению главы федерального парламента,
избежать или хотя бы нивелировать влияние этого фактора может переход к тому,
чтобы Государственная Дума в основном принимала законы прямого действия.

Отчасти в продолжении предыдущей темы можно говорить о том, что нас ждет
работа над точечной модернизацией некоторых положений Конституции, которая,
оставаясь незыблемой в своей основе и в своих фундаментальных нормах, касающихся
гражданских прав и свобод, все же должна быть современной, иначе она рискует
перестать быть гарантом их соблюдения в нынешних условиях. Речь идет об
обновлении механизмов взаимодействия между различными ветвями и уровнями
власти – законодательной и исполнительной, федеральной, региональной и
муниципальной. Все эти части государственной машины должны работать слаженно
и эффективно, не теряя общего единого курса на достижение национальных целей
развития.

Кроме того, в числе приоритетных направлений работы на 2020-ый год необходимо
назвать дальнейшее оперативное законодательное сопровождение запуска программ
модернизации первичного звена здравоохранения, включая пересмотр подхода к
установлению заработной платы медицинского персонала бюджетных учреждений и
поддержку молодых специалистов. Кроме того, важными пунктами законодательной
повестки наступившего года считаю корректировку действующего законодательства
в части улучшения инвестиционного климата, а также актуализацию и оптимизацию
механизмов контрольно-надзорной деятельности.