Две самые сильные экономики на постсоветском пространстве – Казахстан и
Россия – в последнее время, несмотря на продолжающуюся активность в рамках
Евразийского экономического союза, испытывают определенные сложности, без
решения которых плодотворное взаимодействие остается под вопросом. К этому
мнению приходят многие эксперты и экономические аналитики, занимающиеся
изучением вопросов взаимной интеграции России и Казахстана.

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всем известен как прагматичный
политик и хороший стратег. С самого начала он понимал важность и значение
интеграции с Российской Федерацией. Ведь наши страны связывает не только
общее прошлое в составе крупнейшей сверхдержавы 20 столетия, наши экономики,
менталитет наших народов и наше информационное поле переплетены миллионами
неразрывных нитей.

После падения Советского Союза суверенным республикам досталось неоднозначное
наследие. Воспользоваться им с умом можно было только осознав всю его специфичность.

Например, глубокое разделение труда на уровне республик, существовавшее при
СССР, не могло не сказаться на рынке труда молодых государств. Кроме того,
предприятия, некогда бывшие звеньями огромной индустриальной системы, не могли
функционировать самостоятельно.

Понимая все эти нюансы, Нурсултан Назарбаев стал главным инициатором интеграции
между нашими странами, и все годы своего правления он подтверждал готовность
идти навстречу северному соседу.

Правда, это желание иногда встречало непредвиденное противодействие. Кто-то
списывал это на разнонаправленность экономических интересов, а кто-то называл
это эгоизмом России.

Как отметил в интервью изданию Версия Доктор экономических наук, в прошлом
помощник президента СССР по экономическим вопросам Олег Ожерельев, Россия
гораздо больше внимания уделяла развитию Транссибирской магистрали, которая
успешно связывала побережье Тихого и Атлантического океанов и выступала в
роли основной сухопутной артерии. Тогда как Казахстан настаивал, что
наибольшей эффективности следует ожидать от возрождения Великого шелкового
пути, который во все времена связывал Европу и Азию, а в современном мире мог
стать основным связующим звеном между двумя центрами мировой экономики – Китаем
и Европейским Союзом.

Еще один сдерживающий фактор – административный. Россия, будучи федеративным
государством, все вопросы решает на двух уровнях. Сначала на федеральном, а
затем – на региональном, местном. В Казахстане подобной бюрократической
машины нет. Поэтому крупный российский бизнес без труда заходит на рынок
Казахстана, а вот казахский бизнес, в основном представленный предпринимателями
средней руки, преодолеть все препятствия Российского законодательства и бюрократии
не в состоянии. То, что там привыкли решать за месяц, в России может потребовать
целого года, а это, безусловно, вызывает потерю интереса со стороны инвесторов и
партнеров.

Получаются перекосы, с которыми можно мириться, когда экономики стран идут в
горы. Но сейчас весь мир, и особенно наш регион, переживает стагнацию, и
Россия, как экономический локомотив, вместо перспектив одаривает своих
коллег по Евразийскому экономическому союзу лишь препятствиями.

Чтобы выйти из этой парадигмы, наши законодательства и подходы требуют
глубокого реформирования. В первую очередь, конечно же, это касается торговой,
валютной, налоговой и таможенной политики. Ну и без устранения административных
препятствий, безусловно, ускорить интеграцию вряд ли удастся.

Источник материала: «Наша версия»